В одном из своих недавних
Интернет-обращений лидера северокавказского бандподполья Доку Умаров пообещал,
что 2011 год станет для России «годом крови и слез». Это сообщение отнюдь не
явилось сенсацией, потому как боевики, позиционирующие себя как «воины Аллаха»,
в последние годы пролили уже реки крови, и иллюзий того, что эти мясники
раскаются в содеянном и вернутся к нормальному образу жизни, ни у кого не было.
«Моджахеды» ничуть не сожалеют о
совершённых убийствах, а напротив пытаются аргументировать свои будущие злодеяния.
Угрозы высказываются в отношении людей, не имеющих никакого отношения к северокавказскому
противостоянию.
Идеологи бандподполья открытым текстом
говорят, что их подопечным нужно убивать не только военных и силовиков, но и
мирных граждан. Мотивировка этого довольно причудлива. По словам трибунов
«джихада», все жители России прямо или косвенно участвуют в так называемой войне
против мусульман. В частности, «женщины отправляют своих сыновей в армию против
мусульман на Кавказ и работают на оборонных предприятиях, их старики и старухи
шпионят за мусульманами, занимаются доносительством».
Кроме того, в вину российским обывателям
поставлено то, что они платят налоги, а значит, «участвуют словом и делом в войне
против мусульман». Таким образом, по мнению боевиков, далёкие от политики люди несут
свою долю ответственности за то, что силовики на Кавказе охотятся за «лесными
братьями». И жизнь этих обывателей дозволено забирать без малейшего колебания.
Собственно этим же на сайтах,
подконтрольных исламистам, объяснялся чудовищный теракт, совершённый 24 января
в московском аэропорту Домодедово и унёсший жизни 36 человек.
В список тех, кого, с точки зрения
«моджахедов», позволено убивать, внесено ещё несколько категорий лиц,
рассортированных по группам: «кафиры» (неверные), «муртады» (вероотступники),
«мунафики» (лицемеры) и т.д.
И тут мы наблюдаем невероятную легкость, с
которой лесные бородачи вешают ярлыки на людей, совершенно незаслуженно и голословно
обвиняя их во всех тяжких грехах. И эти претензии к миру порой доходят до
абсурда. Так, допустим, футбол для ваххабитов – это языческое игрище, а празднование
Нового года – идолопоклонство.
Соответственно, все, кто воспринимает мир
под другим углом зрения, по иному обращается к Богу, тот достоин одного –
смерти. И так как инакомыслящих вокруг не счесть, поводов для ваххабитской
агрессии, выплескивающейся в подрывы и обстрелы, масса.
Тем временем мусульманские богословы не
приемлют такого подхода. Обвинение человека в неверии — опасный поступок,
влекущий за собой очень серьезные юридические, социальные, финансовые,
ритуальные и политические последствия. Так, если такой человек умрет, то за
него не читается заупокойная молитва и его не хоронят на мусульманском кладбище.
Существует достоверный хадис, переданный
Усамой ибн Зайдом: «Кто сказал: «Нет
бога, кроме Аллаха» — вошел в ислам, и его кровь, и его имущество
неприкосновенны». Даже если человек произнес эти слова из страха перед смертью,
то от уже находится под опекой Аллах.
Пророк (с.а.с) предостерегал от обвинения
в неверии. В достоверном хадисе говорится: «Если кто-то обратился к своему
брату со словами: «Эй, неверующий!», то сам является таковым». То есть если
обвиняемый в неверии не является таковым, то обвинение падет на самого
обвинителя и неверующим будет уже он сам.
В оценках же терроризма мусульманские
богословы, исповедующие традиционный ислам, едины. Осознав возрастающую
опасность терроризма для исламского мира и человечества в целом, учёные мужи в
последние годы активнее стали консолидировать усилия в противодействии
экстремизму и терроризму. Они утверждают: террор и ислам несовместимы.
В ноябре 2004 года было распространено и
получило широкий резонанс «Амманское послание», написанное от имени королевского
двора Иордании, короля Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, являющегося потомком пророка
Мухаммада (с.а.с), и поддержанное мусульманскими лидерами всего мира.
Основная идея этого воззвания заключается
в том, что экстремизм и религия несовместимы. Тот, кто верит в Бога, как бы Он
ни назывался, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам — это ежедневная
борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые не дают уму
возможности правильно оценивать негативные последствия действий и поощряют
нерегулируемые порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, — говорится в
послании. — Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами
всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это
делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них
разновидность распутства. Они не присущи лишь одному исламскому миру, с ними в
той или иной мере столкнулись все нации, расы и религии, ибо причины у данных
явлений всегда одинаковы.
Мы осуждаем экстремизм сегодня точно так
же, как его непримиримо клеймили и противодействовали ему наши предки на
протяжении всей истории ислама. ...Защищать ислам можно только нравственными
методами, исходя из того, что в исламе цель не оправдывает средства. Основа
отношений мусульман с представителями иных религий — мир. Если нет агрессии, то
нет и сражений. И тогда мусульмане относятся к другим с любовью, справедливо и
милосердно: «Не запрещает Аллах являть вам доброту и справедливость к тем, кто
не сражался с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, — ведь любит
Он справедливых!» (сура «Испытуемая», 8).
В «Амманском послании» осуждаются все
формы террора и подчеркивается, что «сопротивление угнетению и восстановление
справедливости может быть законным только при использовании законных методов.
Мы осуждаем с религиозной и нравственной точек зрения современное понимание
террора — порочную практику, независимо от источника и формы, выражающуюся в
грубом и идущем вразрез с Божьей волей посягательстве на человеческую жизнь,
терроризировании невинных, нападении на мирных гражданских жителей, добивании
раненных и убийстве пленных, использовании безнравственных методов, в том числе
разрушение зданий, мародерство и насилие... ».
Идеи «Амманского послания» получили
развитие в итоговом документе Международной исламской конференции, состоявшейся
в июле 2005 года в Аммане (Иордания), — «Ведущие улемы исламского мира об
обвинении в неверии и единстве мусульман». Одна из главных целей документа —
лишить экстремистов возможности утверждать, будто у них есть право на убийство,
мотивируя это тем, что мусульмане, не поддерживающие их течение, не являются
истинными мусульманами.
Кроме того, в Итоговом документе
конференции подчеркнуто: «Обладание знаниями об исламских течениях предполагает
необходимость придерживаться фундаментальной методологии богословия. Никто не
имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике
каждого из направлений ислама. Никому не дозволено заниматься самостоятельной
богословской деятельностью в том или ином направлении, не имея соответствующей
подготовки, или провозглашать возникновение нового течения, а также издавать
фетвы, которые выводили бы мусульман за пределы установленных Шариатом правил и
принципов вероучения».
Однако вряд ли эти призывы цивилизованного
мира будут услышаны обитателями лесных землянок и горных пещер. У них другие
источники информации, другие учителя и наставники, и цель – вовсе не
выстраивание мирных отношений с окружающими людьми. Соответственно, сегодня
ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к
позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты будут продолжать радикализировать
и противопоставлять всему остальному сообществу, разрушая тем самым не только
межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.
Именно поэтому противостоять духовному распаду
нужно только сообща. И пусть не думает отдельно взятый мусульманин, что от его
мнения ничего не зависит. Большое начинается с малого, духовное возрождение целой
нации - с души одного человека.
Висхан Халидов
|