Ключевые понятия

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Опрос

Считаете ли вы, что родители террористов должны нести какую-либо ответственность за своих детей?
Всего ответов: 345

Видео

ИА Грозный-Информ

KAVKAZCENTER Висхана Халидова
Четверг, 02.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2011 » Август » 29 » КТО В ОТВЕТЕ ЗА ТЕРРОРИСТА?
10:03
КТО В ОТВЕТЕ ЗА ТЕРРОРИСТА?
Бессмысленная жестокость некоторых акций бандитов, именующих себя борцами за чистый ислам на Северном Кавказе, поражает и возмущает. Чего только стоит теракт, проведённый в Махачкале 21 августа. Первое самодельное взрывное устройство мощностью примерно 100 гр. в тротиловом эквиваленте было приведено в действие в гипермаркете «Ястреб» по проспекту Акушинского в 22:10 мск. В результате взрыва пострадала продавщица, помещение магазина получило значительные повреждения. Но на этом варварство боевиков не ограничилось.
В 22:40 мск, когда на место инцидента прибыли сотрудники полиции, прогремел другой взрыв, примерно в 3,5 раза мощнее первого. Бомба была установлена на обочине дороги возле магазина и начинена нарезанными кусками арматуры.
Наверняка преступник, нажимавший кнопку, видел, что, кроме правоохранителей, возле супермаркета собралось немало гражданских лиц, в том числе детей, но это его не остановило. В результате ранения получили 6 полицейских и 15 местных жителей. Среди них трое детей, самому младшему из которых - три года.
Человеку, находящемуся в здравом уме, не понятно: для чего всё это? Неужели «лесные» рассчитывают таким образом посеять в сердцах обывателей страх? Допустим. Но это не тот путь, посредством которого находят сочувствие и понимание к своей деятельности. Страх, он, скорее, соседствует с отвращением и ненавистью, чем с соучастием и любовью.
И общество всё чаще задаётся вопросом: кто же в ответе за то, что вершат эти отщепенцы, поправшие все лучшие горские традиции, всю человеческую мораль и законы Творца? Самих их – понятно – рано или поздно ждёт суровая кара, если не от руки людей, то от длани Господа миров точно. Но откуда, из какой среды вышли эти вояки, подрывающие детей? Кто воспитал их? И нужно ли частично возлагать ответственность на родителей за те зверства, что вершат их отпрыски?
Если сограждане на последний вопрос ответят категорическим «нет», то можно сразу поставить на этой теме жирный крест. Однако, скорее всего, мнение большинства будет иное.
Общество – это не аморфная субстанция. Это живой организм, состоящий из миллионов живых «клеток». И по законам биологии этот организм должен реагировать на внешние раздражители, тем более, если предпринимаются попытки причинить социуму боль и вред. Общество не может безучастно смотреть на то, как его планомерно уничтожают, разлагают и разобщают. Поэтому оно должно искать рычаги воздействия на тех, кто его пытается дезорганизовать, а значит, давать «зелёный свет» воздействию на родителей террористов.
Собственно, семьи, выпустившие в свет «лесных убийц», постоянно испытывают на себе проявление народного гнева в той или иной степени, и в отсутствие законодательной базы сами ищут формы воздействия, к сожалению, не всегда цивилизованные.
Один из таких примеров народного «воспитания» - антиваххабитская организация «Чёрные ястребы» из Кабардино-Балкарии, открыто заявившая о себе в феврале 2011 года. Примечательно то, что она объявила войну не только боевикам, но и их родственникам. Мотив прост: если ваши мужья и дети уничтожают жителей Кабардино-Балкарии, почему мы должны щадить вас?
Вскоре после выхода в свет заявлений последовали и первые акции «ястребов». В ночь на 6 февраля 2011-го в Нальчике они забросали бутылками с зажигательной смесью двор родственников Астемира Мамишева (уничтожен в мае 2011 г. в Нальчике), который состоял в рядах бандподполья и находился в федеральном розыске по подозрению в совершении ряда убийств на территории КБР. Пожар силами жильцов дома тогда удалось потушить.
Спустя три недели во двор того же дома «ястребы» бросили ручную гранату. Ещё одна граната взорвалась возле дома родственников Азпаруха Шамаева, который также подозревается в совершении серии громких убийств, в том числе в убийстве 15 декабря 2010 года муфтия КБР Анаса Пшихачева.
Подобные группировки появлялись на Северном Кавказе и раньше. Так, осенью 2009 года в Республике Дагестан широко распространялись листовки, написанные от имени «родственников убитых в республике милиционеров», в которых подчёркивалось, что авторы послания «будут мстить за ушедших и бороться за будущее своих детей». В обнародованном тексте содержались угрозы убийством в адрес 250 членов и пособников бандподполья.
Похищение пятерых жителей Дагестана и убийство троих из них «мстители» взяли на себя, указав об этом в листовках. Однако после громких заявлений дальнейших активных действий с их стороны не последовало.
Реплики по поводу действий этих народных «ополченцев» у представителей власти были разные: от осуждающих до восторженных. Например, вице-спикер Совета федерации России Александр Торшин 4 марта 2011 г., о «ястребах» сказал следующее: «Это такая гражданская война с бандподпольем... Я считаю, что местным правоохранительным органам надо не бороться с этими приличными людьми из «Чёрных ястребов», которых достали ваххабиты, а использовать их, поскольку они могли бы стать хорошим информационным каналом».
Но, скажем прямо, подобные высказывания провокационны и опасны. Они поощряют незаконное насилие и расправы, являясь проявлением правового нигилизма. И региональные власти, ведущие борьбу с бандподпольем, должны понимать, что поощряемое ими подобным образом беззаконие, вполне может привести не к ожидаемому снижению активности боевиков, а к расширению их базы поддержки. Тогда налицо опасность разрастания гражданского конфликта как в отдельно взятой республике, так и в регионе в целом.
Но бездействовать тоже нельзя, потому как проблемы, связанные и с непрекращающимся террором со стороны боевиков, и с самосудом со стороны населения, сами собой не разрешатся. И они, находясь вне поля зрения властей всех уровней, будут подобны бесконтрольно разрастающейся опухоли.
Региональные лидеры особенно отчётливо осознают это. И своими несколько жестковатыми высказываниями, кажется, подталкивают федеральную власть к принятию какого-то законодательного решения. Вчитайтесь и проанализируйте:
Глава КБР Арсен Каноков (01.02.2011 г.): «…Нужна атмосфера нетерпимости. Помните, как в старину нарушителей закона люди выгоняли из села? Я не к этому призываю, это противозаконно, но пусть снова начинают бояться общественного порицания! Кто не хочет мирно жить в Кабардино-Балкарии - не будет в ней жить вообще. Земля у них под ногами гореть будет».
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров (26.04.2011 г.): «Они (родители боевиков), должны вернуть своих детей домой. Получать от меня пенсии, пособия и компенсации, и оказывать помощь бандитам, не получится». В противном случае, по словам Кадырова, родители будут нести ответственность за действия своих детей «не только по закону, но и в соответствии с традициями чеченцев».
Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров (18.08.2011 г.) призвал родителей боевиков иметь мужество посредством телевидения или Интернета обратиться к своим детям и попытаться вернуть их домой. В противном случае, добавил Евкуров, для борьбы с бандподпольем в СМИ будут сообщаться имена бандитов. «А там пусть родственники тех, кого убивают ваши дети, которых вы сегодня не можете остановить, пусть они воздействуют на вас по нашим обычаям и законам», – заявил глава республики.
Как видим, общая тенденция того, что семьи «джихадистов» перестали чувствовать себя спокойно и уютно на той земле, где гадит их отпрыск, прослеживается достаточно отчётливо.
Но какие же методы воздействия на семьи боевиков предпочесть, чтобы с одной стороны отбить охоту у детей превращаться в «живых бомб», с другой – наказать их близких родственников, не нарушая при этом Конституцию РФ и международные документы, которые подписала и ратифицировала Россия?
В Израиле, приобретшем изрядный опыт борьбы с терроризмом, власти некогда практиковали такой метод: семья участника теракта выселялась из родного дома, а само строение превращалось в щепки с помощью бульдозера. Это было назидание другим камикадзе: сегодня ты выступишь в роли смертника, завтра твои родные окажутся под открытым небом.
Оправдала ли себя подобная вынужденная жестокость? Скорее всего, да. По крайней мере, сегодня на Северном Кавказе теракты с участием смертников происходят гораздо чаще, чем в Израиле. И это при том, что там в соседнем Секторе Газа с 2007 года хозяйничает террористическая группировка «ХАМАС», довольно агрессивно настроенная к израильтянам. 
Но речь не о том, чтобы нам тотчас надо перенимать ближневосточный опыт, а о том, что такой опыт противостояния террору со стороны иностранного государства существует.
В России, кстати, в 2010 году была попытка поставить террору материальный барьер. Партия ЛДПР вносила тогда в Госдуму проект закона, в котором  предлагалось дополнить федеральный закон «О противодействии терроризму» новой статьей 24.1 «Гражданско-правовая ответственность за ущерб, причиненный в результате террористического акта».
Согласно этой статье, «гражданско-правовую ответственность за ущерб», причиненный в результате теракта несли: террористическая организация, участвовавшая в планировании, подготовке и совершении террористического акта; террористы, а также члены семьи террориста, проживающие совместно с ним и не проживающие совместно с ним, но владеющие общей с ним собственностью.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, «террорист и его семья должны заранее знать, что даже в случае гибели террориста в ходе террористического акта члены его семьи могут быть привлечены к материальной ответственности. Заранее зная о возможном привлечении к материальной ответственности, члены семьи террориста смогут повлиять на него, склонить к отказу от террористической деятельности».
Мотивация политиков была такова: терроризм – негуманный акт, и нельзя бороться с ним гуманными методами. Воздействие на семью террориста - мера вынужденная, но действенная. Смертника другими путями остановить не возможно.
Однако Госдума сочла этот законопроект неуместным и отклонила его, ничего альтернативного, к сожалению, не предложив.
Депутаты парламента КБР недавно тоже выступили с инициативой ужесточить законодательство для борьбы с террористами. По их мнению, следовало ввести в Уголовный кодекс статью о «недонесении о преступлениях», усилить наказание за укрывательство и разрешить судить за него родственников преступников.
Беда в том, что эти предложения противоречили пункту 1 статьи 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». А значит, что законодательная инициатива парламентариев КБР была заведомо бесперспективной.
В СМИ также звучали робкие предложения о введении в УК для родителей террористов статьи «о ненадлежащем воспитании, повлекшем тяжкие последствия». То есть теоретически суд должен был разобраться: являются ли родители «убийцы по идеологическим соображениям» косвенными пособниками трагических событий? Но и эти предложения дальше обсуждений не пошли.
Так продолжать ли нам взывать о коллективной ответственности за совершение терактов? Справедливо ли это? Думается, что такой вопрос вы зададите лишь будучи сторонним наблюдателем. А вот если при очередном теракте ваш ребёнок погибнет или на всю оставшуюся жизнь превратится в инвалида, тогда, без сомнения, тон ваших высказываний будет совсем другой.
Пока же мы можем применить к близким родственникам псевдорелигиозных камикадзе только меры морального воздействия, общественного порицания. Но на Кавказе это подчас сильнее любого оружия. Ведь для тех, чьи сыновья (и дочери) примкнули к бандитам, это не только горе, но и позор, смыть который не удастся уже ничем.

P.S. Чтобы узнать, что люди думают по этой теме, проведём независимый опрос. Для участия в нём достаточно на  этом сайте ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что родители террористов должны нести какую-либо ответственность за своих детей?» Таким образом, каждый из вас сможет узнать, что думает общество по этой проблеме, и сравнить свою точку зрения с мнением большинства.
Итоги прошлого голосования по вопросу «Считаете ли вы ваххабизм деструктивным религиозным течением?» следующие: «да» - 78%, «нет» - 16%, «сомневаюсь в ответе» - 6%.

Висхан Халидов

Просмотров: 1759 | Добавил: Vishan | Теги: кабардино-балкария, Дагестан, Чечня, Имарат Кавказ, Ингушетия, Висхан Халидов, Моджахеды | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс цитирования