Часто приходится
слышать о том, что ваххабизм – это вовсе не сектантское вероучение,
ответвившееся от ислама, и вовсе не тупиковое направление в духовном развитии.
Даже напротив, приверженцы возвращения ислама к его истокам, разбросанные по
всему миру, приводят в пример Королевство Саудовской Аравии и Объединённые
Арабские Эмираты, где ваххабизм является государственной доктриной или его
влияние доминирующее. По мнению новообращённых, вероучение, служащее
фундаментом для держав, признанных мировым сообществом, не может быть
деструктивным.
В какой-то мере эти доводы обоснованы. С
позиций свободы совести ваххабизм как одно из направлений ислама является
равноценным, не хуже и не лучше других направлений, и не должен быть ограничен
в отправлении своих обрядов, однако при одном условии – если его адепты не
призывают к расправе с «неверными». И с этой точки зрения умеренный ваххабизм
не является утопией.
Этого мнения придерживается и профессор
Александр Игнатенко - член Совета по взаимодействию с религиозными
объединениями при президенте РФ, директор Института религии и политики, главный
эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова.
В своё время ваххабизм с его воинственным
духом сыграл важную роль в общественно-политической ситуации на Ближнем
Востоке. В XVIII-XIX веках это учение как идеология стало знаменем борьбы за
политическую власть и объединение разрозненных княжеств Аравийского полуострова
в единое государство под руководством династии Саудов. Под этим объединяющим
началом арабы выступили против владычества Османской империи.
По своей сути ваххабизм был далёк от
миролюбия и от других течений ислама отличался, в первую очередь, крайней
непримиримостью по отношению ко всем «неверным», к которым причислялись не
только все немусульмане, но и недостаточно правоверные, с точки зрения
ваххабитов, единоверцы. Эти категории неверных, а также перешедшие из ислама в
другую веру объявлялись «кяфирами» (неверными) и подлежали уничтожению.
Однако после выполнения исторической
миссии, выразившейся в консолидации народных масс и формировании
государственных институтов, агрессивная составляющая в религиозных настроениях
должна была уступить место дипломатичности, что и было сделано в рамках
нескольких арабских государств.
Но в то же время этими административными рамками
новая религиозная доктрина не ограничилась, начиная почкование на Евразийском и
Африканском континентах. И в то, во что сейчас превратился этот самый
«умеренный» ваххабизм в далёких от своих истоков землях, схоже с продуктом
кривого зеркала.
Отчасти этому способствует тот, кто
пытается импортировать «духовные ценности» из одной точки земного шара во все
концы света.
Несметные богатства Аравийского
полуострова в виде нефтяных запасов порождают у правящей элиты определённые
амбиции. Ведь для устойчивости режима золото должно быть обеспечено властью, а
она, в свою очередь, - признанием и авторитетом. Наращиванию последнего весьма способствуют
пиар-технологии.
Общеизвестно, что на пропаганду идей
ваххабизма в мировом пространстве только Саудовская Аравия ежегодно тратит до
$6 млрд.
Но опустим тему форм и методов этой
пропаганды. Скажем лишь, что, согласно статистике Службы внешней разведки
Саудовской Аравии, в интернете сейчас насчитывается более 17 тыс. сайтов ваххабитской
направленности.
Какими бы благими с точки зрения аравийцев
не были их намерения в распространении ваххабизма, ростки нового вероучения,
взошедшие в разных частях света из брошенных когда-то семян, требуют того,
чтобы их обильно поливали кровью, причём кровью местных жителей.
И если часть арабских племён в XVIII веке посчитала для себя приемлемым принять доктрину Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и при этом не рассориться со всем окружающим миром, то у представителей
других этносов оказалось меньше иммунитета к агрессивным религиозно-этическим
установкам.
Внедряемый в других странах ваххабизм,
смешиваясь с национальными особенностями, образует гремучую смесь, способную
подорвать общественно-политическую стабильность, но никак не способствующую
государственному построению. Удержать этого джинна в бутылке «приличий» удаётся
очень немногим.
Примером тому может служить исламистское движение
«Талибан», зарождённое в среде пуштунских племён на пакистано-афганской
территории в 1994 году. Прокатившись кровавой волной по всему Афганистану, эта
экстремистская группировка в 1998 году овладела 90% территории страны. За три
года правления на этих землях талибы запомнились тем, что взорвали две
гигантские статуи Будды, вырезанные в скалах Бамиана в III и VI веках, ухудшили отношения с соседним
Ираном из-за гонений на шиитов, развалили систему образования, здравоохранения,
коммунального хозяйства, поспособствовали увеличению безработицы, процветанию
контрабанды и увеличению производства опиума, с которого взимали 10% налог.
Особого внимания заслуживает ситуация в
ваххабитском Судане. На фоне политики, которую местное правительство проводит
по отношению к своим поданным, талибы кажутся просто образцовыми поборниками
прав человека.
Придя к власти в 1989 году в результате
государственного переворота, новый президент Омар Хасан Ахмет аль-Башир стал
наводить порядок в собственной стране с помощью сожжения деревень,
бомбардировок и массовых расстрелов непокорного населения независимо от его
вероисповедания.
Поначалу целью аль-Башира был отнюдь не
геноцид - ему всего лишь хотелось водворить законы шариата во всем Судане, а
еще - добывать нефть из богатых месторождений, расположенных на юге страны.
Единственное, в чем состояла проблема - почти все обитатели Южного Судана издавна
исповедовали (и исповедуют до сих пор) христианство, а поэтому весьма прохладно
отнеслись к тому, чтобы арабы добывали на их земле нефть и воспитывали их детей
в мусульманских традициях. «Воспитание» было довольно своеобразным и включало,
в частности, выжигание знаков на телах детей, их кастрацию и продажу особо
упорствующих в рабство за пределы страны.
Сегодня суданский режим, остро нуждаясь в
топливе и твердой валюте, но, не имея возможности наладить стабильные
энергетические коммуникации с югом страны, регулярно организует так называемые
«нефтяные рейды». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламисты проводят
«жесткую зачистку» с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом
главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и
больницы. Фаза «артподготовки» длится до нескольких недель, после чего следует
карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и
убийства, разрушение уцелевших строений, и, наконец, возвращение с добычей на
север.
Если говорить о ваххабизме на российском Северном
Кавказе, то по своим особенностям он далеко ушёл от саудовского первоисточника
и приблизился к афганскому варианту, то есть от «умеренности» к махровому
радикализму.
Важнейшим фактором, резко политизировавшим
и военизировавшим ваххабизм, стало участие интернациональных сил «моджахедов» в
первой чеченской кампании. И так называемая «победа Чечни», ознаменовавшаяся
подписанием Хасавюртовского мирного соглашения, укрепила их
религиозно-политические позиции среди верующих.
Но что из всего этого вышло? Истинные помыслы
ревнителей «чистого ислама» рано или поздно должны были обнажиться. И это
произошло довольно скоро.
Воспользовавшись благоприятной для них
послевоенной политической ситуацией, ваххабиты и их лидеры навязывали народам
Дагестана и Чечни новые стандарты социального и духовного поведения. Под их
воздействием в Чечне, а затем и в «кадарской зоне» Дагестана был введён в
действие шариат, на основе норм которого предпринимались попытки регулировать
быт, образ жизни и мышление мусульман. Ваххабиты высказывали идеи создания «кавказского
халифата», установления «исламского порядка», «исламизации всего мира»
(подобные нереальные, более того - провокационные для чеченского народа идеи,
часто озвучивались в местных средствах информации министром информации и печати самопровозглашённой
Чеченской Республики Ичкерия Мовлади Удуговым и его пропагандистским
«ведомством»).
Под воздействием ваххабитов в 1996 году
и.о. президента Чечни Зелимхан Яндарбиев отменяет светские законы, распускает
суды и вводит Уголовный кодекс - шариат. Взамен светским судам повсеместно
создаются суды шариатские, укомплектованные исключительно ваххабитами или их
сторонниками, на практике широко используется шариатская форма наказания:
казни, бичевание виновных.
Все эти революционные нововведения в
общественной и духовной жизни народа вылились сначала во внутриполитический
кризис в республике, а потом в открытую военную агрессию. В августе 1999 года с
территории Чечни в горный Дагестан (Ботлихский и Цумадинский районы) вошли
несколько крупных боевых групп ваххабитов.
Из их заявлений следовало, что начатое ими
«освобождение» горного Дагестана есть «джихад», направленный на освобождение
всего Дагестана, а затем и Северного Кавказа от власти куфра (т. е. неверующих
или отошедших от норм ислама).
Этими же установками пользуются и нынешние
преемники Хаттаба (Иордания), Шамиля
Басаева (Чечня) и Багаутдина Кебедова (Дагестан). Сегодня
их адептами, одержимыми бредовой идеей всеобщей исламизации и создания «кавказского
халифата», является подпольная группировка «Имарат Кавказ» - яркий пример мутации
аравийского ваххабизма.
И если правители Саудовской Аравии, поддерживающие
дипломатические отношения с другими странами, не высказывают вслух своих претензий к представителям
традиционного ислама и других религиозных конфессий, то их единоверцы из землянок
«кавказского халифата» объявили «джихад» не только России, но и США, Израилю,
всей Западной Европе, и договорились до того, что не сложат оружие, пока не
установят Всемирный исламский халифат.
Ваххабизм – религиозное явление, к которому можно
относиться по-разному. Но нельзя найти объяснение и понимание того вероучения,
которое оправдывает насилие и кровопролитие, то есть то, с чем связаны
проявления ваххабизма в большинстве точек земного шара.
В одном из хадисов описан такой эпизод. Пророк
сказал: «О, Аллах, благослови наши страны Аш-Шам и Йемен». И когда его спросили
о Наджде, Пророк ответил: «Оттуда появятся рога шайтана». (Под названием
«Наджд» понималась восточная часть Аравийского полуострова, где зародилась идеология
Ибн Абд аль-Ваххаба. Название «Аш-Шам» подразумевало нынешние Сирию, Палестину,
Ливан и Иорданию).
Высказывание «рога шайтана» - образное
обозначение зла. Известно, что сегодня практически весь Ближний Восток от Палестины
до Йемена много десятилетий страдает от гражданских войн на религиозной почве. И
получается, что пока жив ваххабизм, этим странам не знать мира и благополучия.
Судя по всему и Северному Кавказу не знать
спокойствия до тех пор, пока чуждое вероучение, подобно занозе, не будет
извлечено из умов некоторых наших соотечественников. И чем скорее это
произойдёт, тем скорее придёт время, когда на этой многострадальной земле перестанут
греметь выстрелы и взрывы. И тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы
нашли выход из духовного тупика.
Висхан Халидов
|