Событие,
произошедшее в религиозном мире в апреле 2010 года, получило широкий
общественный резонанс. Тогда главный
религиозный орган Саудовской Аравии, Высший совет улемов (самый уважаемый в исламском мире), дал определение терроризму
как преступлению с точки зрения шариата. В стране, где находятся два священных города мусульман - Мекка и
Медина, была принята фетва (высший закон для мусульманина), поставившая вне
закона терроризм во всех его формах и проявлениях и его финансирование.
Побудительным
моментов фетвы, скорее всего, стало то, что большинство терактов в мире
мотивированы исламом, или, точнее говоря, исламистскими представлениями об
исламе. И большинство погибающих в этих терактах - вовсе не «неверные», не «евреи
и крестоносцы», а те же мусульмане, тысячи и тысячи единоверцев.
Саудовские
высшие религиозные авторитеты отнесли к терроризму действия, «направленные
против общественных ресурсов, на нанесение ущерба (этим ресурсам), захват
самолетов и подрыв зданий».
Совет также
постановил, что его решение «распространяется не только на Саудовскую Аравию,
но включает все государства мира».
Действительно,
ведь террор не имеет границ; террор - это лишь способ убийства без адекватного
юридического обоснования, убийства (без суда и следствия) виновных в гибели
других людей или же вообще невинных с той лишь целью, чтобы навести страх на
окружающих. Собственно, и латинское слово «terror» означает «ужас». Когда
же террор идеологически или политически мотивирован, говорят о терроризме.
Богословы Саудовской
Аравии подчеркнули, что и финансирование терроризма «не имеет ничего общего с
благотворительной деятельностью», которая «в соответствии с принципами шариата
должна быть направлена на оказание помощи бедным, строительство больниц и
школ».
Между тем, решение
улемов, которое хотя и рассматривается как религиозный закон, но не определяет
конкретных мер наказания лиц, финансирующих терроризм, и оставляет решение
этого вопроса на усмотрение шариатских судов.
Тем не менее,
на данный момент фетва - это серьезный, если не сокрушительный моральный удар
по «Аль-Каиде», ее аналогам, равно как и по ближневосточным
«национально-освободительным движениям» вроде «ХАМАС», «Хезболлы», «Исламского
джихада» и нашего отечественного «Кавказского эмирата». Был дан однозначный
посыл: терроризм - это преступление; совершая преступление, не ссылайтесь на
ислам.
Принятие
фетвы говорит о том, что дело каждого правоверного мусульманина бороться с
терроризмом.
По поводу
возможного отражения фетвы на российской действительности заместитель муфтия
Татарстана Валиулла хазрат Якупов заявил следующее: «Не исключено, что она
окажет какое-то влияние на часть российских мусульман, считающих себя
ваххабитами (это течение ислама в Саудовской Аравии господствующее)».
Хотя есть и
другое, более реалистичное мнение, что террористы и на Северном Кавказе, и в
других странах мира имеют свои собственные «улемы», которые легко объяснят, что
это свои самолеты захватывать нельзя, а вражеские - можно и даже нужно. В
отличие от обыкновенных уголовников, вполне осознающих, что убивать и воровать
плохо, террористы себя злодеями не считают, и новая фетва для них ничего
принципиально не изменит.
И в этом, к
сожалению, заключается горькая правда. После обнародования саудовской фетвы теракты
на Северном Кавказе не прекратились, что лишний раз доказывает, что
общеисламские нормы чужды самопровозглашенному халифу «Кавказского эмирата»,
как, впрочем, чужда и вся исламская мораль.
Чего только стоит лишь один эпизод преступной деятельности боевиков,
когда 4 июня 2010 года в дагестанском
поселке Тарки один из них открыл стрельбу из автоматического оружия по людям,
направлявшимся для совершения молитвы в мечеть. В результате этого инцидента
один человек погиб и один ранен.
Если бы
«лесные братья» хотя бы поверхностно ознакомились с Кораном, то поняли бы, что применять
оружие против безоружного, ни в чем не повинного человека (а тем более
единоверца) – тягчайший грех, и наказание Аллаха за это будет соответствующим.
Религиозные
радикалы, несмотря на явные изъяны мировоззрения, упорно пытаются обосновать
свои действия священными текстами. Но получается это далеко не всегда. В связи
с этим хотелось бы привести пример из жизни правоверных мусульман.
Имам Хишем
Шашаа из Германии, придерживающийся взглядов, осуждающих террор и насилие, в
2009 году посетил Пакистан и выступил в мечетях и медресе с беседами о джихаде.
Во время одной из бесед враждебно настроенный студент задал вопрос: «Разве это
не наш долг – поддерживать наших братьев, бойцов «Аль-Каиды», «Талибана»,
«Кавказского эмирата», в священной войне против неверных. Имам ответил, что
Коран предписывает и позволяет вести священную войну в целях самообороны. «Но
объявить джихад имеет право только глава исламского государства – халиф, -
объяснил он. – Никакому Бен Ладену, мулле Омару и Доку Умарову Коран такого
права не дает. Их война – это не джихад». Кто-то из аудитории выкрикнул:
«Клянусь Аллахом, тебя надо убить». Шашаа дождался, пока мужчина замолчит, и
ответил: «Если ты сможешь доказать мне с Кораном или суннами в руках, что я
неправ, я первым возьму в руки оружие и присоединюсь к боевикам. Но это невозможно.
Коран этому не учит».
Висхан Халидов
|