Ключевые понятия

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Опрос

Считаете ли вы, что родители террористов должны нести какую-либо ответственность за своих детей?
Всего ответов: 345

Видео

ИА Грозный-Информ

KAVKAZCENTER Висхана Халидова
Суббота, 27.04.2024, 00:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » АНАТОМИЯ ДЖИХАДА (часть II)
12:40
АНАТОМИЯ ДЖИХАДА (часть II)
В VII веке Бог открыл пророку Мухаммеду Коран. Эти откровения легли в основу новой религии и ряда процветающих и мощных империй. Коран был своего рода движущей силой. Его содержание – это феноменальный выброс интеллектуальной и религиозной энергии, которая на протяжении столетий питает одновременно культуру и общество. Так называемый «золотой век» ислама длился сотни лет. Но в XV столетии начался упадок. Ресурсы мусульманских империй были почти исчерпаны. Они начали соперничать друг с другом за территорию и влияние. Некоторые ученые утверждают, что эти внутренние раздоры были вызваны отчасти тем, что общество уже не следовало предписаниям Корана о стремлении к знанию. Вместо этого началась погоня за властью. 
Ещё одной важной причиной упадка были внешние факторы, в особенности набирающая силу христианская Европа.
В этот период в исламском мире получили распространение самые разные варианты интерпретации Корана. В ответ на это возникло движение, которое стремилось возвратить исламу его былую славу. В качестве способа для достижения этой цели основателем и последователями этого течения было избрано, по их мнению, единственно верное дословное толкование Корана.
В середине XVIII века на территории нынешней Саудовской Аравии жил учёный по имени Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб, который утвердился в той точке зрения, что если люди отошли от настоящей веры, то настала пора вернуться к истинной религии, а посему неортодоксальная интерпретация Корана должна быть запрещена. Вахаб призывал забрасывать камнями прелюбодеев, отрезать руки ворам, то есть понимал текст, написанный в раннем средневековье, буквально. Но одно дело принимать душой то, что написано в Коране, и совсем другое – воплощать это.
Строгая интерпретация священной книги Ваххаба могла так и остаться малоизвестной, если б в 1744 году он не объединился с амбициозным вождём одного из племён Мухаммедом ибн Саудом.
Целью этого религиозно-политического союза стал захват всей Аравии. В итоге покорение полуострова мечом и верой заняло около 200 лет, и в 1932 году завершилось образованием королевства Саудовская Аравия, где строгие законы ваххабизма стали государственными законами.
Однако не Ваххаб сформировал агрессивную фундаменталистскую доктрину, столь популярную в наши дни в среде террористов. Эту задачу взял на себя египетский журналист Саид Кутб, персонаж XX века, который создал на базе ортодоксальной философии Ваххаба оригинальную интерпретацию Корана, основанную на жестокости и полную противоречий.
Чтобы понять, как в сознании этого человека сформировалось отличное от прочих мировоззрение, обратимся к событиям времени его жизни и непосредственного его биографии.
В конце Первой мировой войны все арабские земли на Ближнем Востоке были разделены между европейскими колониальными державами, которые установили там светское и зачастую деспотическое правление. Это был мир, в котором вырос Саид Кутб, родившийся в 1906 году в Египте.
В молодости Кутб не был ни радикальным, ни набожным юношей. Журналист и учёный, в 1948 году он получил рабочее задание в США. Там мирянина Кудба, воспитанного по канонам исламской морали, шокировали две вещи: во-первых, сегрегация, бросающееся в глаза расовое разделение общества, во-вторых, – раскрепощённое поведение женщин.
С этого момента Кудб, увидевший мир, погрязший «во грехе», стал придерживаться радикальных взглядов.
Когда журналист вернулся в Египет, он присоединился к «Мусульманскому братству» – политической организации, которая боролась против британского колониализма, и стремилась вернуть времена, когда Коран был главным законом на земле.
Ментальное перевоплощение Кутба ускорилось, после того, как в 1954 году он был арестован властями. Участниками покушения на жизнь египетского президента Насера стали члены «Мусульманского братства», идейным вдохновителем которого и являлся писатель.
Здесь в тюрьме произошла окончательная радикализация взглядов Кутба. Он уже не верил в то, что праведная жизнь в молитвах может изменить мусульманское и арабское общество. Ему казалось, для этого нужна была революция. Его интерпретация ислама стала интерпретацией религии в осаде, во вражеском окружении.
В заточении Кутб написал две своих основных работы: «Под сенью Корана» (где отказался от традиционных методов толкования священной книги, принятой на протяжении столетий) и провокационный манифест «Вехи на пути». Как и Ваххаб он считал, что только вернувшись к «истинной» вере, можно спасти ислам. Кутб также нашёл в Коране оправдание вооружённой борьбы с теми, кто мог встать на пути Учения.
По сути, писатель просто взял священный текст и сказал: посмотрите на эти строки, в которых говорится о том, что нужно делать, когда вы находитесь в осаде, в ситуации, когда идёт война между верующими и неверными. Он использовал эти тексты, чтобы оправдать насилие, то есть повернул мирную религию в «военное» русло.
Основные доводы Кутба таковы: политическая ситуация изменилась, а мусульманские власти не могут больше защитить исламский мир от внешнего воздействия. Отсюда следует вывод, что каждый мусульманин должен взять на себя личную ответственность за военный джихад. Многим такая аргументация показалась убедительной.
В 1960-е годы работы Кутба вызвали глубокий отклик в душе многих мусульман на Ближнем Востоке, которые годами страдали от колониального гнёта. Кутб неоднократно проводил параллели между современной политической ситуацией и крестовыми походами. Эта идеология вдохновила многих. Кутб воспитал целую армию исламских активистов, а также вдохновил начинавшие тогда формироваться экстремистские организации. В результате появились Усама бен Ладен и «Аль-Каида».
Наследие, которое Ваххаб и Кутб оставили исламским экстремистам в последующие десятилетия, заставит людей внимательнее изучить Коран и вызовет жаркие споры на счёт истинного значения его таинственных стихов. И ещё много раз потребуется дать разъяснение и для мусульман и для представителей других религий по поводу одного из ключевых понятий ислама, такого как джихад.
В Сунне – сборнике высказываний основателя ислама, Мухаммад говорит: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Под «малым» джихадом понималась война с неверными, а под «великим» – борьба с собственными несовершенствами.
С поры средневековья, когда были записаны оба этих священных текста, количество видов джихада увеличилось, но в целом современные мусульманские теологии выделяют три основных вида джихада.
Первый и самый высокий вид джихада – Джихаде Акбер или Великий джихад – проповедование слова Аллаха.
«Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу (сура «Различение», аяты 51-52)
Но эта борьба (джихад), конечно же, бескровная, потому как она предусматривает проповедование и предшествующее ему собственное обогащение знанием.
Сделаем небольшую ремарку, сказав, что слово «знание» (с арабского «илм») и однокоренные выражения в Коране употребляются чаще остальных слов, а именно 750 раз. Таким образом, не трудно сделать вывод: что же в исламе первично?
Второй вид джихада – стремиться победить самого себя. Человек слаб, и легко вводим в заблуждение сатаной. Борьба с собственными страстями - это и есть джихад. Коран говорит: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо са¬мим себе. А уберегшиеся от собственной алчно¬сти являются преуспевшими» (сура «Взаимное обделение», аят 16)
Дать милостыню нуждающемуся – одна из главнейших обязанностей мусульман в рамках этого джихада. В целом же он должен длиться до тех пор, пока человек не достигнет полного мира в себе и с окружающими.
Третий и последний вид джихада – Джихадe Асгер или Малый Джихад – самооборона от неприятеля. Именно на него чаще всего ссылаются террористы в обоснование своих злодеяний. Забывая при этом, что этот вид джихада оговорен в Коране рядом строгих правил и нарушение их является тягчайшим преступлением.
Действительно, читаем в Коране: «Дозволено тем, против кого сражаются, сра¬жаться, потому что с ними поступили неспра¬ведливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жи¬лищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах». В то же время, читаем дальше, это не означает ведения религиозной войны с христианами и иудеями, что как мы видели выше, происходит в целом ряде исламских стран. «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых пре¬много поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Ал¬лах – Всесильный, Могущественный» (сура «Паломничество», аяты 39-40).
Агрессия против мирного населения или страны – это не джихад, как утверждает Коран. Убийство и похищения стариков, женщин и детей – это не джихад. Преднамеренное разрушение собственности, включая святые места любой религии, – не вписывается в рамки джихада, как не вписывается и противостояние в личной вражде. Однако каждое из этих правил ведения джихада попирается экстремистами.
                                                       (продолжение следует)
                                                                                                                Висхан Халидов
Просмотров: 2210 | Добавил: Vishan | Теги: кабардино-балкария, Дагестан, Чечня, Имарат Кавказ, Ингушетия, Висхан Халидов, Моджахеды | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс цитирования